Львовская Ганна Феликсовна, учитель физики, канд. физ.-мат. наук, зав. кафедрой естественных и математических наук гимназии N 1576, г. Москва. E-mail: spm111@yandex.ru
Формы использования информационных технологий на уроках физики определяются различными факторами, например, темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся учебных компьютерных программ. Рассмотрим этот вопрос применительно к урокам физики в 9 классе, когда в учебных целях используется программа “Живая физика”, которая наиболее приспособлена для изучения механики. Уроки, проводимые с использованием проектной среды “Живая физика” на компьютерах Макинтош, используют следующие возможности в зависимости от цели урока:
а) демонстрация физических явлений, позволяющая выявить основные закономерности и усвоить основные понятия механики (ученики по описанию учителя сами создают модели физических явлений, с помощью которых осуществляется знакомство с новым материалом, либо закрепление ранее полученных знаний),
б) выявление закономерностей физических явлений, моделируемых и наблюдаемых на экране компьютера (компьютерные лабораторные работы),
в) моделирование физических ситуаций, представленных в условиях задач, дающее более четкое понимание задачи и позволяющее успешно решать задачи повышенной трудности,
г) проведение микроисследований на базе задач повышенной сложности,
д) работа в проектном режиме, активизирующая полученные знания и стимулирующая творческую и познавательную активность учащихся, включающая конструкторскую и исследовательскую деятельность.
Обоснование применяемых форм компьютерной поддержки уроков физики:
1. Готовые модели обычно бывают красочными и продуманными с точки зрения методики преподавания физики, но дети, еще мало знакомые с программой “Живая физика”, плохо их воспринимают. Они часто отвлекаются на второстепенные детали, не могут понять, что показывает конкретная модель, для чего она нужна, как ею управлять.
2. Детям проще разобраться с моделью, которую они сами создают на том же уроке (использование ранее созданных моделей из-за забывания за неделю деталей также нежелательно).
3. При отсутствии предварительного знакомства с программой “Живая Физика” игровые творческие задания по моделированию реальных устройств (лифт, автомобиль, пушка, ракета и др.) позволяют быстрее осваивать возможности программы. Знакомясь с новыми инструментами и объектами по заданию учителя, ребенок не так хорошо их запоминает, как в случае игровой ситуации, где он делает это по собственной инициативе, стараясь создать интересную действующую компьютерную модель.
4. Решение задач по физике часто осложняется тем, что ученикам трудно представить описанную в задаче физическую ситуацию. Компьютерная модель описанной в задаче ситуации помогает в решении, делает его более интересным и запоминающимся.
5
. Разнообразные формы применения компьютера на уроке позволяют учесть особенности восприятия и характера разных детей.
Однако перед каждым уроком, проводимым с использованием компьютера, учителю необходимо продумать, какие модели физических явлений, наблюдаемых на экране компьютера, наилучшим образом позволяют добиться главной цели: понимания основных физических законов и умения применять их для анализа различных физических ситуаций.