Программа и поурочное планирование курса физики на компьютерах IBM PC для 11 класса.
Ниже представлена учебная программа и поурочное планирование курса физики на компьютерах для 11 класса. На каждый урок указаны используемые нами компьютерные программы: "Физика в картинках", "Открытая физика", авторские программы - электронный задачник по физике Teach_FIZ и тесты по физике UniTest и Test_FIZ. Продолжительность компьютерного курса физики - 36 часов (1 урок в неделю). Каждый пункт в программе - это 1 урок (1 час материала). Указанные 36 часов входят как составная часть в общий базовый курс физики в объеме 136 часов.
Производство и использование электрической энергии.
Магнитное поле. Решение задач на закон Ампера.
Цель урока: Повторение материала 10 класса на действие магнитного поля на проводник с током, закон Ампера, силовые линии магнитного поля, необходимого для изучения закона Фарадея в 11 классе.
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" силовых линий магнитного поля для проводника с током, постоянного магнита, витка с током, соленоида и тороида.
2. Решение двух задач N830, 831 из задачника Рымкевича на закон Ампера в среде Qbasic.
Ход урока:
Работа в программе "Физика в картинках", Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Опыты Фарадея. Решение задач на закон электромагнитной индукции.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал с помощью демонстрации опытов Фарадея и правила Ленца в программе "Физика в картинках" и путем решением задач.
2) Подготовка к лабораторной работе N1: "Изучение явления электромагнитной индукции".
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстраций по закону электромагнитной индукции и правилу Ленца.
2. Решение трех задач Z29,30,31 из электронного задачника Teach_FIZ.
Ход урока:
Работа в программе "Физика в картинках", Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Решение задач на закон электромагнитной индукции.
Цель урока:
Закрепление на практике теоретического материала, полученного на предыдущих уроках. Подготовка к контрольной работе.
План урока:
Решение трех задач Z32,33,34 из электронного задачника Teach_FIZ.Ход урока:
Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Свободные колебания в RLC контуре. Колебательный контур.
Гармонические (синусоидальные) колебания.
Цель урока:
1. Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал с помощью наблюдения осциллограмм свободных колебаний в колебательном контуре в программе "Физика в картинках".
План урока:
Ход урока:
Работа в программах Teach_FIZ, "Физика в картинках", Решение задачи, Разбор ошибок при решении задачи, Подведение итогов урока.
Определение параметров колебательного контура. Решение задач на применение формулы Томсона.
Цель урока:
Закрепление на практике теоретического материала, полученного на предыдущих уроках. Подготовка к контрольной работе.
План урока:
Решение трх задач tomson3, emk, ind из электронного задачника Teach_FIZ.Ход урока: Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Вынужденные колебания в RLC контуре. Решение задач. Определение добротности колебательного RLC контура. Определение емкостного, индуктивного и полного сопротивления RLC цепи.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал с помощью наблюдения осциллограмм вынужденных колебаний в колебательном контуре в программе "Физика в картинках".
2) Изучение явления резонанса.
План урока: 1) Демонстрация вынужденных колебаний в колебательном контуре в программе "Физика в картинках".
2) Наблюдение явления резонанса. Определение влияния параметров контура (L, C) на частоту резонанса. 3) Решение задач X_L, X_C, Z_(RLC) и Q_RLC из электронного задачника Teach_FIZ на определение индуктивного, емкостного сопротивления, полного сопротивления и добротности колебательного контура.
Ход урока:
Работа в программах "Физика в картинках", Teach_FIZ, Решение 4-х задач, Разбор ошибок при решении задачи, Подведение итогов урока.
Электромеханические аналогии. Свободные и вынужденные механические колебания. Решение задач на определение частоты колебаний пружинного маятника и периода колебаний математического маятника.
Цель урока:
Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по электромеханическим аналогиям с помощью
сопоставления колебаний в колебательном контуре и колебаний пружинного и математического маятников в программе "Физика в картинках".
План урока:
1) Демонстрация свободных механических колебаний пружинного и математического маятников в программе "Физика в картинках".
2) Наблюдение явления механического резонанса. Определение влияния параметров маятников (m, k и длины l) на частоту резонанса. 3) Решение задач mexan, period! и eds из электронного задачника Teach_FIZ на определение частоты пружинного маятника, периода математического маятника и ЭДС рамки, вращающейся в магнитном поле.
Ход урока:
Работа в программах "Физика в картинках", Teach_FIZ, Решение 3-х задач, Разбор ошибок при решении задачи, Подведение итогов урока.
Производство и потребление электроэнергии. Решение задачи на
полный расчет силового трансформатора.
Цель урока:
Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал с помощью "Схемы производства, потребления и распределения электроэнергии" решения задачи на полный расчет (проектирование) силового трансформатора из электронного задачника Teach_FIZ.
План урока:
1) Анализ "Схемы производства, потребления и распределения электроэнергии".
2) Изучение методики полного расчета силового трансформатора.
3) Решение задачи trans из электронного задачника Teach_FIZ на проектирование силового трансформатора.
Ход урока: Работа в программе Teach_FIZ, Изучение методики расчта трансформатора. Решение задачи, Разбор ошибок при решении задачи, Подведение итогов урока.
Точечный источник излучения. Решение задач на излучение электромагнитных волн.
Цель урока:
Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по теории излучения электромагнитных волн с помощью файлов из электронного задачника задачника Teach_FIZ (Sfera, Плотность излучения).
План урока:
1) Повторение формул для расчета интенсивности излучения электромагнитных волн.
2) Демонстрация излучения точечного источника.
3) Решение задач из электронного задачника Teach_FIZ по теории излучения электромагнитных волн (Частота, Длина волны, Волновое число).
Ход урока:
Работа в программе Teach_FIZ, Повтор теории излучения электромагнитных волн. Решение задач, Разбор ошибок при решении задачи, Подведение итогов урока.
Электромагнитные волны. Оптика и световые волны
.
Урок N10.
Решение задач на определение интенсивности излучения электромагнитных волн и ее зависимости от расстояния и частоты.
Цель урока:
Закрепление на практике теоретического материала, полученного на предыдущих уроках. Подготовка к контрольной работе.
План урока:
Решение трех задач Антенна, Излучение, Интенсивность из электронного задачника Teach_FIZ.Ход урока: Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N11.
Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование. Генератор
амплитудно-модулированных колебаний (АМК). Детекторный
приемник. Свойства электромагнитных волн.
Цель урока:
Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по принципам радиосвязи с помощью файлов из электронного задачника задачника Teach_FIZ.
План урока:
1) Просмотр и зарисовка схем детекторного приемника, генератора АМК, осциллограммы АМК и изучение принципов работы передатчика и приемника АМК, процессов модуляции и детектирования.
2) Просмотр рисунков "Свойства ЭМВ" и изучение основных свойств электромагнитных волн.
Ход урока: Работа в программе Teach_FIZ, Изучение принципов радиосвязи. Решение задачи, Разбор ошибок при решении задачи, Подведение итогов урока.
Урок N12.
Цель урока:
Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по принципам радиолокации и эффекта Доплера с помощью файлов из электронного задачника задачника Teach_FIZ.
План урока:
1) Просмотр и зарисовка схемы работы радиолокатора Локатор и изучение формул, описывающих эффект Доплера.
2) Решение демонстрационной задачи Radar о радиолокаторе и двух задач на эффект Доплера в гидролокации.
Ход урока: Работа в программе Teach_FIZ, Изучение принципов радиолокации и эффекта Доплера, Решение 3-х задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N13.
Скорость света. Опыт Майкельсона. Измерение скорости света.
Решение задачи на определение скорости света.
Закрепить на компьютерах пройденные в классе исторические опыты по измерению скорости света (Ремера, Физо и Майкельсона) с помощью программы "Физика в картинках" и путем решения задачи.
Урок N14.
Законы отражения и преломления света. Дисперсия света.
Решение задач на закон Снеллиуса
.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по законам отражения и преломления, полному внутреннему отражению и дисперсии света в программе "Физика в картинках" и путем решением задач.
2) Подготовка к лабораторной работе N2: "Измерение показателя преломления стекла".
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстраций по законам отражения и преломления, полному внутреннему отражению света.
2. Просмотр демонстрации по дисперсии света.
3. Решение трех задач на закон Снеллиуса Snell, Z1, Z2 из электронного задачника Teach_FIZ.
Ход урока: Работа в программе "Физика в картинках", Решение задач из электронного задачника Teach_FIZ, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N15.
Интерференция и дифракция света. Зоны Френеля. Решение задач по оптике.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по явлениям интерференции и дифракции света в программе "Физика в картинках" и путем решением задач.
2) Подготовка к лабораторной работе N4 "Наблюдение интерференции и дифракции света".
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстраций по явлениям интерференции (опыт Юнга) и дифракции света на малом отверстии.
2. Демонстрация колец Ньютона (файл Кольца) из электронного задачника Teach_FIZ.
3. Решение двух задач на закон Снеллиуса Z3, Z4 и задачи на применение условий интерференции Z36 из электронного задачника Teach_FIZ.
Ход урока: Работа в программе "Физика в картинках", Подготовка к лабораторной работе, Решение задач из электронного задачника Teach_FIZ, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N16.
Дифракционная решетка как спектральный прибор. Поляризация света. Решение задач на применение дифракционной решетки.
Цель урока:
1). Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по применению дифракционной решетки в программе "Физика в картинках" и путем решением задач.
2). Подготовка к лабораторной работе N3: "Измерение длины световой волны".
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстрации по применению дифракционной решетки.
2. Наблюдение в программе "Физика в картинках" явления поляризации света.
3. Решение двух задач Z4, Z5 на применение дифракционной решетки и задачи на закон преломления Z37 из электронного задачника Teach_FIZ.
Ход урока: Работа в программе "Физика в картинках",
Подготовка к лабораторной работе, Решение задач из электронного задачника Teach_FIZ, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Элементы теории относительности.
Квантовая физика. Физика атомного ядра.
Урок N17.
Элементы теории относительности. Решение задач.
Цель урока:
Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по основам специальной теории относительности с помощью демонстрации относительности времени с помощью программы "Открытая физика" и файлов из электронного задачника задачника Teach_FIZ.
План урока:
1) Демонстрация отосительности времени в программе "Открытая физика".
2) Повторение формул, описывающих эффекты специальной теории относительности Эйнштейна (файл "Основы СТО").
3) Решение 3-х задач по специальной теории относительности Z7, Z8, Z9.
Ход урока: Работа в программах "Открытая физика" и Teach_FIZ, Повторение формул теории относительности, Решение 3-х задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N18.
Решение задач по специальной теории относительности.
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Цель урока:
1) Закрепление на практике теоретического материала, полученного на предыдущих уроках.
2) Изучение сплошного и линейчатого спектров. Подготовка к лабораторной работе N5 "Наблюдение сплошного и линейчатого спектров".
План урока: Решение трех задач Z13,14,15 из электронного задачника Teach_FIZ.
2) Наблюдение сплошного и линейчатого спектров (файл Спектры из электронного задачника Teach_FIZ).
Ход урока:
Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подготовка к лабораторной работе, Подведение итогов урока.
Урок N19.
Фотоэффект. Решение задач на законы фотоэффекта.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по явлению фотоэффекта в программе "Физика в картинках" и путем решением задач.
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстраций по явлению фотоэффекта.
2. Решение двух задач Z10,11 из электронного задачника Teach_FIZ.
Ход урока: Работа в программе "Физика в картинках", Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N20.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома водорода по Резерфорду. Решение задач по фотоэффекту.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по изучению опытов Резерфорда в программе "Физика в картинках" и с помощью демонстрации модели атома водорода
по Резерфорду.
2) Решение задач по теории фотоэффекта.
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстраций по опыту Резерфорда.
2. Наблюдение модели атома водорода по Резерфорду из электронного задачника Teach_FIZ (файл Атом2).
3. Решение двух задач Z12,19 из электронного задачника Teach_FIZ по теории фотоэффекта.
Ход урока: Работа в программах "Физика в картинках" и Teach_FIZ, Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N21.
Постулаты Бора. Решение задач по квантовой физике.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по квантовым постулатам Бора в программе "Физика в картинках" и путем решением задач.
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстраций по постулатам Бора.
2. Наблюдение модели атома водорода по Бору из электронного задачника Teach_FIZ (файл Атом3).
3. Решение двух задач по квантовой физике Z16,17 из электронного задачника Teach_FIZ.
Ход урока: Работа в программах "Физика в картинках" и Teach_FIZ, Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N22.
Спектр атома водорода. Решение задач по квантовой физике.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по квантовой теории и спектрам атома водорода в программе "Физика в картинках" и путем решением задач.
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстраций по спектрам атома водорода (серии Бальмера, Лаймана, Пашена и др.).
2. Наблюдение квантовой модели атома водорода из электронного задачника Teach_FIZ (файл Атом1).
3. Решение двух задач по квантовой физике Z18,21 из электронного задачника Teach_FIZ.
Ход урока: Работа в программах "Физика в картинках" и Teach_FIZ, Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N23.
Движение заряженной частицы в электрическом поле.
Решение задач.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе в порядке повторения теоретический материал по движению заряженной частицы в электрическом поле в программе "Физика в картинках" и путем решением задач.
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстраций по движению заряженной частицы в однородном электрическом поле плоского конденсатора. Изучение траектории движения частицы.
2. Решение трех задач на движение заряженной частицы в электрическом поле Z20 (демонстрационная), el_e, Z44 из электронного задачника Teach_FIZ.
Ход урока: Работа в программах "Физика в картинках" и Teach_FIZ, Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N24.
Движение заряженной частицы в магнитном поле.
Решение задач.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе в порядке повторения теоретический материал по движению заряженной частицы в магнитном поле в программе "Физика в картинках" и путем решением задач.
2) Подготовка к лабораторной работе N6 "Изучение треков заряженных частиц".
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстраций по движению заряженной частицы в однородном магнитном поле. Изучение траектории движения частицы.
2. Моделирование треков заряженных частиц в камере Вильсона в магнитном поле (файл trek2 из электронного задачника Teach_FIZ - лабораторная работа).
3. Решение трех задач на движение заряженной частицы в электрическом поле Z23 (демонстрационная), el_m, Z24 из электронного задачника T
each_FIZ.Ход урока:
Работа в программах "Физика в картинках" и Teach_FIZ, Подготовка к лабораторной работе, Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N25.
Лазер. Двухуровневая система. Решение задач.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по принципам работы и устройству лазера в программе "Физика в картинках" и путем решением задач.
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстраций по принципу действия лазера (двухуровневая система).
2. Решение двух задач lazer и Z22 из электронного задачника Teach_FIZ.
Ход урока: Работа в программе "Физика в картинках", Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N26.
Альфа, бетта, гамма излучения. Закон радиактивного распада. Решение задач.
Цель урока:
Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по альфа, бетта, гамма излучению и закону радиактивного распада в программе "Физика в картинках" и путем решения задач.
План урока:
1. Наблюдение в демонстраций по альфа, бетта, гамма излучению в электронном задачнике Teach_FIZ (файл АБГамма).
2. Решение трех задач raspad, raspad2, raspad3 из электронного задачника Teach_FIZ на закон радиактивного распада.
Ход урока: Работа в программе Teach_FIZ, Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Урок N27.
Волновые свойства частиц. Решение задач.
Цель урока:
1) Закрепить на компьютерах пройденный в классе теоретический материал по волновым свойствам частиц в программе "Физика в картинках".
2) Решение задачи по атомной физике.
3) Решение задачи на повторение (закон Джоуля-Ленца).
План урока:
1. Наблюдение в программе "Физика в картинках" демонстраций по волновым свойствам частиц.
2. Решение двух задач Z27 о нахождении массы ядерного топлива электростанции и Z45 на закон Джоуля-Ленца из электронного задачника Teach_FIZ.
Ход урока: Работа в программе "Физика в картинках", Решение задач, Разбор ошибок при решении задач, Подведение итогов урока.
Повторение и подготовка к экзамену.
Урок N28.
Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Падение тел. Наклонная плоскость.
Решение задач.
Цель урока:
1) Повторение материала с помощью демонстраций в программе "Физика в картинках".
2) Решение задач.
Урок N29.
Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. Решение задачи.
Цель урока:
1) Повторение материала с помощью демонстраций в программе "Физика в картинках".
2) Решение задачи.
Урок N30.
Соударение шаров. Упругие и неупругие соударения. Решение задач на законы сохранения энергии и импульса.
Цель урока:
1) Повторение материала с помощью демонстраций в программе "Физика в картинках".
2)
Решение задач.
Урок N31.
Изотермический, изобарный и изохорный процессы. Решение задач.
Цель урока:
1) Повторение материала с помощью демонстраций в программе "Физика в картинках".
2) Решение задач.
Урок N32.
Броуновское движение. Диффузия. Теплоемкость идеального газа.
Решение задач по молекулярной физике.
Цель урока:
1) Повторение материала с помощью демонстраций в программе "Физика в картинках".
2) Решение задач.
Урок N33.
Электрическое поле. Опыт Кулона. Закон Ома. Решение задач на применение законов Кулона и Ома.
Цель урока:
1) Повторение материала с помощью демонстраций в программе "Физика в картинках".
2) Решение задач.
Урок N34.
Цикл Карно. Адиабатический процесс.
Решение задачи.
Тестирование по физике за 10 класс в программе UniTest.
Цель урока:
1) Повторение материала с помощью демонстраций в программе "Физика в картинках". Подготовка к тестированию за 10 класс.
2) Решение задачи на закон Гука.
3) Проведение тестирования по материалу 10 класса.
1. Наблюдение 2-х демонстраций в программе "Физика в картинках": Цикл Карно. Адиабатический процесс.
2. Решение задачи на закон Гука Z39 из электронного задачника Teach_FIZ.
3. Тестирование за 10 класс в программе UniTest.
Ход урока: Работа в программе "Физика в картинках", Решение задачи, Тестирование, Разбор ошибок при решении задачи и тестировании, Подведение итогов урока.
Урок N35.
Тестирование по физике за 11 класс. Тесты 1-5 программы Test _FIZ.
Цель урока:
Проверка знаний учащихся по материалу 11 класса.
Тестирование по материалу 11 класса в программе
Test _FIZ (Тесты 1-5. Каждый тест по 5 вопросов).
Ход урока: Работа в программе Test _FIZ. Проведение тестирования. Разбор ошибок при тестировании. Подведение итогов урока.
Урок N36.
Тестирование по физике. Тесты N 6-10 программы Test_FIZ.
Цель урока:
Проверка знаний учащихся по материалу 11 класса.
План урока:
Тестирование по материалу 11 класса в программе
Test _FIZ (Тесты 6-10. Каждый тест по 5 вопросов).